четверг, 17 января 2013 г.


КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ СТАТЬ      САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ
Знакомый пожаловался на проблемы с сыном. В свои 16 лет, по собственной инициативе, Дима делает две вещи: играет на компь­ютере и катается на мотоцикле. А ведь ему скоро вступать в само­стоятельную жизнь.
Всякое дело требует инициативы, характера. У Димы нет ни то­го, ни другого.
Как с раннего детства воспитывать ребёнка, чтобы подобные проблемы не возникли?
По мере того как ребёнок взрослеет и уходит из-под маминой защиты в большой мир, сама жизнь заставляет его быть более са­мостоятельным. Когда однажды, взглянув на своё переросшее папу чадо, родители спохватываются и предлагают подростку с зав­трашнего дня взять инициативу в свои руки, основное чувство ре­бёнка, конечно, испуг. Он просто не знает, что это такое и как это делается. «Выбери, в какой вуз будешь поступать!» Да он никогда не выбирал, что будет есть на завтрак!
Естественная тактика подростка в такой ситуации - «самостоя­тельно» учудить что-нибудь такое, чтобы родители испугались, одумались и опять взяли контроль в свои руки.
Ребёнка надо приучать к самостоятельности постепенно, начи­ная с малого. До сих пор, если Димка проспит, он предъявляет пре­тензии к маме, а не наоборот. С мамы спросится за неприготовлен­ные 16-летним парнем уроки. Сын спрашивает у папы, договорился ли тот с тренером по теннису. И папа оправдывается: не было вре­мени. Вот с этих элементарных вещей и нужно начинать переда­вать ребёнку ответственность. И делать это последовательно и на­стойчиво.
Очень важно, чтобы груз ответственности за собственную жизнь скрашивался прелестью свободы, и наоборот. Если ребёнок принимает на себя ответственность за то, чтобы вовремя встать и вовремя прийти в школу, одновременно он получает право само­стоятельно решать, когда ему ложиться спать. Когда и как делает уроки старшеклассник, вообще не должно волновать его родите­лей. Но хорошая успеваемость заслуживает вознаграждения. Нет проблем с учёбой - получаешь право возвращаться домой позднее, и приглашать друзей.
Приучение ребёнка к самостоятельности пройдёт легче, если вы чётко изложите ему ваше новое понимание его прав и обязанностей. Основная сложность состоит в том, что родители должны держать данное слово. Это касается как обещанных привилегий, так и наказаний. Прежде чем ставить условия ребёнку, нужно хо­рошо обдумать, действительно ли вы способны сделать то, что обещаете.
Часто основная родительская трудность вовсе не в том, что они не знают, как поступать или с чего начать, а в том, что многим ро­дителям нравится опекать своих детей. Это даёт им одно из самых прекрасных ощущений - чувство собственной значимости и неза­менимости. Но не будьте эгоистами! Если вы думаете о будущем ребёнка, нужно постепенно приучать его к самостоятельности.
Как помочь ребёнку стать самостоятельным?
Вот некоторые рекомендации:
1.     Не бойтесь. Пусть они лучше растут бунтарями, колючими ёжиками, чем безропотными тихонями, тихими омутами и трусами. Не мешайте им хотеть, пробовать, ошибаться. Чем скорее вы нау­читесь переживать за них, а не за себя, тем лучше для всех. А если вам приятно   подавать деткам забытые тетрадки, сменную обувь, рефераты - подавайте себе на здоровье. Только знайте: за такое не благодарят. Когда-нибудь, в нужный решающий момент его жизни,
вас может не быть рядом. Что тогда?
2.     Кто-то из известных педагогов сказал, что с годами «родите­ли изживают себя». И нет в этом ничего обидного. Это значит все­го лишь, что повзрослевшим детям уже не нужны няньки и под­сказчики - им нужны мы как добрые, надёжные друзья.
Преодолеть этот путь всегда нелегко. Поэтому-то и нужно дви­гаться постепенно, понемногу отказывая себе в удовольствии нян­читься с ними. Сначала пусть сами решают, что им надеть, потом усложняйте задания. Только так потихонечку их можно научить самостоятельности.
3.     Позволяйте им испытывать последствия их собственных дей­ствий, когда это не слишком опасно. Если подростку нужно напи­сать реферат, не ходите за ним по пятам два дня. Мало того что ис­портите себе выходной, но и его отвлечёте: будет обижаться на вас и думать забудет про реферат. Предоставьте ему возможность по­тянуть время, а потом провести бессонную ночь - зато какая это будет ночь: сразу всё поймёт!
4.     Научно доказано, что у подростков рассеянное внимание. Поэтому, когда вам всё-таки нужно ему о чём-то напомнить, говорите только одно слово, например: «Стирка!» Это подростку ус­лышать и усвоить легче, чем пятиминутную лекцию о необходимо­сти общественного полезного труда и о том, что вы в его годы... Запомните: одно слово эффективнее нотации.
5.     Доверяйте им небольшие серьёзные дела. Человек взрослеет тогда, когда делает что-то без страховки. Если же человеку всегда есть на кого понадеяться, то и всю ответственность тут же перело­жит - так мы все устроены.
6.     У детей должны быть регулярные обязанности по дому. Рас­скажите им, что домашнее хозяйство осилить можно только коман­дой. Помогите ребёнку ощутить себя игроком сплочённой коман­ды. И тогда уборка квартиры, проблема мусора станет для него го­раздо более значимой и насущной, чем прежде.
7.     Учитесь настаивать на своём. Дети хитрее, чем мы думаем, умеют заставить нас жалеть себя и сделать наконец за них всё то, о чём их просили. Не сдавайтесь и ждите исполнения просьбы – даже если на то уйдёт шесть недель. А если сделают плохо – заставьте переделать. Зато они поймут, что лучше сделать всё сразу и хоро­шо, чем потом десять раз переделывать.
8.     Дети должны знать, что мы любим их. И не только потому, что они послушны и исполнительны. А потому, что мы чувствуем это всегда, как бы хорошо или плохо ни шли дела, несмотря на на­ши слабости, недостатки или достоинства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий